Николай Дочкин. Живопись.
Большой выставочный зал Марина Сафонова, искусствовед.
В Тверском городском музейно - выставочном центре 20 мая 2015 г., в 16.00. состоится открытие юбилейной выставки Николая Викторовича Дочкина - одного из самых известных и талантливых тверских художников.
В экспозицию вошло более 100 живописных произведений, созданных автором в разные годы. Выставка полно отражает почти 60-летний творческий путь мастера. Она показывает всё многообразие творческих поисков художника, которые базируются на русской пейзажной традиции.
Сегодня Николай Дочкин - признанный мастер. Его с полным правом можно поставить в ряд лучших российских живописцев. Его творчество понимают и любят зрители, принимают коллеги - художники, не обходят вниманием искусствоведы. Давно прошли времена, когда имеющий свой стиль, идущий «в другую сторону» художник на общих выставках представлял работы, казавшиеся неоднозначными и чужеродными. Многочисленные персональные выставки выявили подлинный масштаб и во многом драматическое звучание его произведений.
Профессиональная жизнь Николая Дочкина в целом складывается удачно. Судьба к нему благосклонна. Она свела его с замечательными преподавателями, что оказало огромное влияние на формирование, становление и выбор честного и прямого пути в искусстве. Но всё воспринятое от учителей и, почерпнутое из мировой истории искусства, вошло в энергетическое поле самого художника, приобрело индивидуальный характер. Сильное личностное начало, свой почерк - основа творчества Николая Дочкина. Обращение к разным жанрам - тематической картине, портрету, пейзажу, натюрморту рано выявило его умение синтетически, обобщённо мыслить и глубоко чувствовать. На первый взгляд, следование натуре - основа художественного метода живописца, его образный мир устойчив, но всё увиденное подвергается им значительной трансформации, в которой и выявляется глубинная суть любого выбранного мотива, поэтому все его работы отличает удивительная эмоциональная точность. Далеко, в начале пути остались раскованные натурные пленэрные пейзажи, поиски красочности и декоративности.
В его пейзажах и натюрмортах последних лет всё больше проявляется своя, выстраданная «концепция», по законам которой, художник, практически, перестаёт стремиться к внешнему тождеству объекта и изображения. Главное для него - это живопись, как таковая. В живописи - в цвете, в глубинном свечении красок, в энергетике, а больше в фактуре, в её густом красочном взрыхлённом тесте, в плотном или лёгком, но всегда свободном касании кисти и есть вся жизнь, радостная, или трагичная, всегда многообразная, глубокая и чувственная. Работы последних лет - это эстетика чистой живописи, заключённой в одухотворённости самой живописной работы, её творческой последовательности и единства.
Эта живопись заставляет всматриваться в неё, прослеживать мазок за мазком, то, увязая в плотности, то, скользя по тонко выписанной, прозрачной фактуре холста и получать сильнейший эмоциональный заряд от удивительного, уникального творчества художника Николая Дочкина.