«Я одессит, я из Одессы, зрасьте…»
Малый выставочный зал Всероссийской программы «Наследие» открылась выставка работ мастеров ушедшего уже от нас 20 века из частных коллекций.
Данный выставочный проект, получивший название «Чтобы помнили», знакомит жителей и гостей нашего города с художниками, чьи имена на сегодняшний день составляют славу города Кимры Тверской области. Это Любовь Майкова (1899-1998гг.), больше известная, как баба Люба, Макарий Шокин (1900-1999гг.), Николай Хлебородов (1919-2001гг.), Алексей Артемов (1943-2005гг.), Юрий Рылеев (1948-2009гг.), Василий Морозов (1931-2007гг.), Юрий Селиверстов (1937-2009гг.) и Валентин Хрущ (1943-2005гг.).
Каждый из названных художников, будь он профессиональный или самодеятельный мастер, обладает творческой индивидуальностью и заслуживает внимания зрителя. Но особо хочется сказать о Валентине Дмитриевиче Хруще. Ведь ни одно издание, ни одни мемуары, которые охватывают период 60-70 годов 20 столетия, не обходятся, чтобы, с ностальгией по старому времени и с гордостью, мы не вспомнили бы имя этого художника.
Работы Валентина Хруща в настоящее время с успехом продаются на престижных международных аукционах, таких, как «Кристи», «Сотбис», и представлены в собраниях крупнейших музеев мира: постоянная экспозиция ЮНЕСКО в Париже, Национальный музей Австрии (Вена), Национальный художественный музей Украины (Киев), Одесский художественный музей, другие музейные и частные коллекции Украины и зарубежья.
Итак, Валентин Хрущ - художник, живописец, график, фотограф, мастер деревянных миниатюр. А еще о нем говорили так: «Легендарный маэстро живописи с внешностью испанского гранда и быстрыми пронзительными глазами». Родился Валентин Хрущ в оккупированной Одессе в 1943 году. Уже с 14-летнего возраста начал принимать участие в городских художественных выставках, где его работы выставлялись на равных с именитыми мастерами. Его учителями в Одесском художественном училище были Н.Зайцев, Ю.Егоров, Н.Павлюк, Т.Фраерман. Очень многому Валентин учился сам. С детства любил старинные книги и целыми днями пропадал в букинистических лавочках, которыми была полна послевоенная Одесса. Однажды мальчик купил дореволюционный альбом с репродукциями Анри Матисса и принес его в платную художественную школу, где успешно учился. В итоге его выгнали за «неправильные» эстетические убеждения.
Но от этих убеждений Валентин Хрущ отказываться не собирался. В 1967 году вместе со своим приятелем Станиславом Сычевым организовал выставку на заборе одесского оперного театра под названием «Сычик + Хрущик». Длилась экспозиция всего 3 часа, но этого хватило, чтобы несанкционированная «заборная выставка» молодых художников стала точкой отсчета не только «одесского нонконформизма», но и истории советского неофициального искусства в целом. Знаменитая московская «бульдозерная выставка» состоится только 7 лет спустя.
В 1981 году Валентин Хрущ переехал в Москву. Был активным участником творческого союза «Якиманка». И за 20 лет (до начала 2000-х гг.) в разных регионах России прошло 15 персональных выставок художника. С 1995 года Валентин Дмитриевич жил и работал в г.Кимры Тверской области. Конечно, и здесь стал душой неофициального эпицентра культуры. При книжном магазине в Савелове (район г.Кимры) большой любитель и коллекционер живописи Владимир Иванович Романов вместе с супругой, создали интеллектуальный клуб «по пятницам», где собирались художники, композиторы, поэты, фотографы, журналисты... Это было место встреч друзей и единомышленников, завсегдатаем которого был Валик Хрущик, всегда приветливый, галантный и доброжелательный, начинавший свою речь обычно так: «Ты будешь смеяться...», и не важно, какой далее шел текст: серьезный, комический или парадоксальный.
Многие кимряки, вероятно, еще помнят его уникальную выставку «Отражения», прошедшую в городском выставочном зале на улице Урицкого. Валентин Хрущ собрал большую коллекцию старинных зеркал. Амальгама во многих местах осыпалась от времени, и вместо нее художник вписал образы прошлого: лица и силуэты давно ушедших людей, отражения картин, которые, возможно, когда-то висели напротив этих зеркал. Какие же образы прошлого могли волновать память самого художника?
Сердце его, как признавался Хрущ, всегда оставалось в Одессе. И одесситы вздыхают до сих пор: «Нам скучно без Валика... Мы рассматриваем его живопись, графику, поглаживаем деревянные поделки, устраиваем выставки, надеемся, что он появится на вернисаже в своей штатовской шляпе. В этом незаурядном человеке удивительным образом уживалось все: американская шляпа Stetson, ботиночки со скрипом, белоснежная шелковая рубаха и ненормативная лексика, звучавшая в исполнении Хруща органично и мягко. Взгляд его был тревожный и трагический. Это был взгляд человека феноменально одаренного, чьи черные глаза как бы говорили: «Зачем мне это дано?» Свой дар и наказание Валентин Хрущ нес по жизни достойно и красиво. Пронзительной утратой, какой-то безвременной, почти булгаковской оказалась смерть художника от саркомы легкого... И как тут не вспомнить строки из песни Игоря Талькова:
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают -
И в песнях, и в стихах своих живут.
Живет в своих произведениях и Валентин Хрущ. Его вниманием не обойден ни один лирический сюжет античности. По его картинам можно изучать Ветхий завет и Евангельские сюжеты. По его портретам можно изучать лучшие стороны души наших современников. А сколько доброй иронии в жанровых сценах, вечных сюжетах - мужчина и женщина. И главное, в какой бы манере не работал маэстро, в какой бы художественный пласт не погружался, Хрущ всегда узнаваем, всегда остается самим собой!
И хотя в состав экспозиции «Чтобы помнили» вошла малая толика графических листов этого художника из собрания В.И.Романова, но даже эта частица позволит зрителю очутиться в большом мире настоящего искусства.
Желаем всем приятного просмотра.