Ирина Махова. Живопись, графика, мозаика.
Малый выставочный зал Марина Сафонова, искусствовед, член «СХР».
Выставка продлиться с 11 сентября по 11 октября.
В Тверском городском музейно-выставочном центре 11 сентября 2015 года, в 16. 00. открывается персональная юбилейная выставка известного тверского художника Ирины Маховой. Ирина Махова родилась в городе Черкассы, в Твери живёт с 1972 года. В 1985 г. - окончила Тверское художественное училище им. А.Г. Венецианова. Ирина Махова - участник республиканских, зональных, региональных, областных выставок. Сегодня много сотрудничает с различными Московскими детскими издательствами как художник - иллюстратор. В своём творчестве стремиться привлечь зрителя к взаимопониманию, взаимопроникновению идей и мыслей, эмоциональному сопереживанию.
В экспозицию юбилейной выставки вошло более 50-ти живописных, графических и мозаичных работ, созданных автором в разные годы. Среди них станковые работы и эскизы к монументальным произведениям, необыкновенные по красоте эмали. Выставка не ретроспективна, но представленные на ней работы разных лет, позволяют увидеть, как менялся её почерк, пластические, живописные и композиционные решения. Выставка ярко демонстрирует, что в отличие от меняющихся разнонаправленных формальных поисков, новых пластических ходов, использования новых материалов, часто не предназначенных для живописных экспериментов, мировоззрение автора остаётся неизменным на протяжении многих лет. Её основные темы- это воспоминания о детстве, кукольный театр, отношения мужчины и женщины, всегда окрашенные лиризмом и мягкой иронией. Поэтика представленных работ строится на сочетании тонкого юмора, открытой чувственности и эстетике эротизма. Всё это создаёт особое семантическое и семиотическое поле выставки.
В творчестве Ирины ярко звучит романтическая нота. Эта тенденция всё больше прослеживается в современном искусстве. Художники, находясь в поисках идентификации, уходят от социальных проблем, сюжетов, открытой повествовательности, обращаясь к созерцательности, символике, вечным, бытийным темам, создавая их новые прочтения и новые контексты.
Муза Ирины Маховой - наивная и простодушная женщина, иногда весёлая, иногда грустная, романтически и чувственно воспринимающая жизнь. Обнажённая натура - особое пристрастие автора. Её ню и изящны, и грубоваты, и чувственны и невероятно трогательны в своей незащищённой красоте.
Ирина Махова демонстрирует, что очертания её художественного мира зависит только от личности творца, который всегда свободен в выборе темы и средств её выражения. Всё управляется самим художником, который в современном мире становится всё более субъективным, не оглядывающимся на сложившиеся общепринятые нормы.
Ирина стремится не к объективизации видимого мира, а к его артистическому переосмыслению. В произведениях последних лет видны новые приёмы более обобщённой, иногда почти абстрактной живописи. Постепенно всё дальше уходит автор от первых впечатлений реальности, осмысливая её метафорично, и переводя реальность в некую систему знаков и символов. В этих работах внутренние переживания художника переданы внешне очень лаконично - выключенный из сети телефон, засохшие листья цветов в горшках, но за аскетичностью рисунка и образной структуры, бытовыми и очень личными темами читается глубина восприятия внутреннего мира человека, поддержанная нежными или тревожными сочетаниями цвета. Прежним в новых работах остаётся Герой, вернее героиня, очень любимая художником. В серии «Подружки» продолжают свою жизнь авторские, хорошо узнаваемые современные «венеры», которые заняты своими нехитрыми делами - ходят на дискотеку, считают яблоки, вторят барабанщику, отдыхают, считая, что утро вечера мудренее. Ирина развивает и опробованный пластический приём, отсылающий зрителя к логике и эстетике неопримитивизма. Она умело использует его законы, в частности, детский рисунок. Автор не стремится наделить своих персонажей конкретными характеристиками. Фигуры их не прорабатываются детально, а лишь намечаются. Все работы Ирины прекрасно наивны и добры. Её природного юмора хватает на то, чтобы смешно рассказать о грустном, серьёзном и вечном, а духовной глубины - на то, чтобы в смешном и весёлом услышать грустную, лирическую ноту. Выставка показала, что творчество Ирины Маховой органично движется вперёд, не теряя своей внутренней, ранее найденной гуманистической сути. Поэтично, иногда с долей мягкой иронии, иногда драматично, но всегда искренне рассказывает художник о том, что его волнует сегодня. Творчество Ирины Маховой очень индивидуально и обращено к понимающему зрителю.
Выставка получилась неожиданной, эстетически и логически выверенной и этим особенно интересной. Надеемся, что она ни останется не замеченной любителями искусства, представителями прессы и специалистами.