МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ
https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92

ГЕННАДИЙ САМОЙЛОВ «ХАРМС. ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ» ГРАФИКА. ЖИВОПИСЬ. ОБЪЕКТЫ.

Малый выставочный зал (Архив старого сайта)

ГЕННАДИЙ САМОЙЛОВ «ХАРМС. ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ» ГРАФИКА. ЖИВОПИСЬ. ОБЪЕКТЫ. Малый выставочный зал Марина Волощенко, искусствовед. 13 января в 16.00 в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки заслуженного художника России Геннадия Самойлова «Хармс. Иллюзия свободы». Непостижимый. Неистовый. Трагический. Гротесковый. Восхитительный ХАРМС. Сейчас он возник, казалось бы, из ниоткуда. Как идея - внезапно и неотвратимо. Художник не ставил перед собой цель делать иллюстрации к произведениям русского «гения абсурда». Он просто продолжал работать над темой, ставшей для него главной и вот уже на протяжении не одного десятка лет определяющей в творчестве: «Человек в бесконечном множестве его проявлений». Ироничность, способность органично существовать и мыслить в пространстве игры - часть натуры художника, позволяющая ему особенно остро чувствовать нелепость происходящего вокруг. Линия и пятно, движимые эстетикой абсурда и сами её формирующие, становятся смысловым, энергетически заряженным ядром уникальной авторской техники. Наполненные этой энергией художественные типы, характеры, образы остаются неизменными лишь в категории Времени. ОНИ СОВПАЛИ - ХУДОЖНИК И ПОЭТ. Не во времени - в пространстве, где рождается искусство. Виртуозно управляя смыслами, через пластику слова и изображения, они создают новые формы, утверждая каждый свою, но созвучную друг другу эстетику, интересную и близкую тем, кому посвящены их творческие размышления. В организации единого выставочного пространства важную роль играют объекты, создающие необходимое художественное напряжение, архаикой природных форм уравновешивающие изобразительную экспрессию. На выставке представлены работы, созданные Геннадием Самойловым в 2016 году. На протяжении последних нескольких месяцев рождалась новая художественная техника (ламинированный картон, масляная краска). Создавались образы, разные, непохожие, даже те, что формально были определены автором в серии и циклы. Все листы, получившие благодаря единому формату и оригинальному объемному оформлению отдельное монументальное звучание, объединяет всегда узнаваемый авторский стиль Геннадия Самойлова. У работ нет собственных имен, но каждая, как одна из черт личности и характера человека, становится частью большой изобразительной «саги», посвященной Человеку и получившей название «Иллюзия свободы». Видео мероприятия здесь. В Твери открылась новая выставка Геннадия Самойлова    Фотограф: Ольга АНДРЕЕВА  Экспозиция, развернутая в малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, называется «Хармс. Иллюзия свободы». Вернисаж состоялся почти сразу же после новогодних каникул, когда прошло совсем немного времени со дня рождения Даниила Хармса, появившегося на свет в Петербурге 17 (30) декабря 1905 года. Альтернативная логика В историю литературы он вошел как писатель, выходивший за рамки, находившийся в поиске новых образов. В этом смысле выставка Геннадия Самойлова созвучна творчеству Хармса, поскольку она тоже о том, как образы появляются и живут своей собственной жизнью.  Хармс использовал нестандартные литературные формы, он противоречив, иррационален, непредсказуем. Он, принимая реальность, тем не менее при воссоздании ее использовал сюрреалистические приемы и средства. За бесконечной сменой псевдонимов кроются поиски способов самовыражения, своего собственного лица в литературе и искусстве. Выставка Геннадия Самойлова – это не иллюстрации к произведениям Даниила Хармса, но размышление по поводу его творчества, его личности, литературы абсурда, эстетикой которого напитаны представленные публике произведения.  Вот ведь странно: давно замечено, что Хармс равнодушен к именам своих персонажей. Он их, конечно, как-то называет, но Карл Иванович превращается в тексте в Карла Игнатьевича, Иван Яковлевич Григорьев – в Ивана Яковлевича Антонова, а Калугин – в Кулыгина. Геннадий Самойлов никак не называет свои работы, и это для него принципиально: важно не имя (если его обозначить, то оно будет направлять восприятие произведения), а образ, создаваемый художником, линии и пластические судьбы, воплощенные в листах, самый мир человека. Именно этому работы и посвящены, причем каждая из них, по сути, является микрокосмом, в котором главенствующую роль играет вовсе не упорядоченность, а отсутствие всякой логики, и логику эту совсем не обязательно выстраивать. Рационально понять и принять такой посыл, наверное, довольно сложно, но в пространстве искусства возможно все.  Восприняв поэтику Даниила Хармса, Геннадий Самойлов трактует ее по-своему. Он предлагает зрителю включиться в игру, которая позволяет ему острее чувствовать бессмыслицу происходящего. При всем при том автор не забывает о магистральной теме своего творчества. Самойлов продолжает исследовать человека в бесконечном множестве его проявлений, в том числе и в абсурдности, и в строгости. В этом смысле на листах Геннадия Самойлова дух свободы царит в полной мере – свободы пластической, живописной, человеческой. Ее нужно только суметь почувствовать. Сама попытка перевести абсурд на изобразительный язык – свидетельство этой свободы. Свободы творчества прежде всего. Линия и пятно, движимые эстетикой абсурда и сами ее составляющие, становятся смысловым, энергетически заряженным ядром уникальной авторской техники. Все работы созданы с использованием ламинированного картона и масляной краски. Художник признается, что это очень удобный материал, поскольку ламинат позволяет стереть все ненужное. Но важнее совсем другое признание: у Самойлова не было внутренней программы, эскиза. «Я просто начинал делать, а там – куда приведет. Выстраивались образы, иногда для меня неожиданные», – говорит он.  Эти образы вырастают из самой живописной графики, приобретают скульптурную весомость, в том числе и благодаря удачно найденному приему оформления работ: это не картины в рамах – листы «убраны» в блоки, которые делают их объемными и, разумеется, более эффектными. Кто-то видит на них портреты разных людей, другие считают героями листов самого «многоликого» Хармса. Зрители резонно могут трактовать работы и как посвящение абсурду и вариации на его темы. Художник предоставляет публике полную свободу в восприятии своих произведений, техника исполнения которых очень напоминает фрески. Они организуют пространство, в которое включены тексты Даниила Хармса и сложносочиненные объекты Геннадия Самойлова, создающие необходимое художественное напряжение.  Автор: Евгений ПЕТРЕНКО   В Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра работает выставка заслуженного художника России Геннадия Самойлова «Хармс. Иллюзия свободы». Были мысли назвать выставку «Логика абсурда», «Ирония смыслов». Но «Иллюзия свободы», по мнению Геннадия Касимовича Самойлова, более объемно: предполагает «тысячи мнений и тысячи восприятий». А потому она так и называется.    Прежде всего, нужно подчеркнуть: представленные в экспозиции работы не являются иллюстрации к произведениям Хармса. Но также нужно отметить, что отправной точкой, а, вернее сказать, «материком» для изобразительного цикла, представленного в экспозиции, стало литературное творчество Хармса.  Хармс сказал: «Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? Я думаю, что нет: больше не нужно ничего, сюда входит все настоящее». Предположу, что в этом с Хармсом солидарен Самойлов, а выставка – своеобразный итог того, что художник попробовал «заглянуть в глаза писателю». И то, что он увидел в них, получило отражение, или лучше сказать, – преломление в его собственных работах. То есть Хармс Хармсом, а Самойлов – Самойловым.  – Пошла линия, а к чему она приведет, какой образ явит – совершенно неизвестно, – делится впечатлениями автор выставки. – Это была абсолютно импровизационная работа. Я не знал, что получится. Я люблю линию. Линия – это мой главный инструмент. Потом – пятно, фактура, и все выстраивается».  Действительно, искусствоведы отмечают, что в новой серии работ Самойлова «линия продолжает вести исключительную партию, подчиняя своей воле сдержанное цветовое многоголосие».  Впрочем, определение «многоголосие», скорее, применимо к яркой буйной живописи. В данном случае, на мой взгляд, уместнее говорить о речитативе или шепоте графики. Или даже об эхе этого шепота в помещении с изумительной акустикой.  Неслучайно на открытии выставки некоторые любители изобразительного искусства «впритык» разглядывали работы Самойлова, пытаясь понять, в какой же технике они исполнены: уж слишком необычными и непонятными кажутся. Вроде бы – масло, следы мастихина, а может быть, это краски на водной основе, элементы монотипии…  Автор поделился секретом: на самом деле основой картин служит ламинированный картон, который прежде художники никогда не использовали, а работал Геннадий Касимович маслом, используя при этом опытным путем составленную смесь растворителей. Это и дало такой неожиданный эффект.  – Нельзя говорить: это черное, а это белое, – говорит художник. – Хармс был очень умным человеком, гораздо умнее, чем иногда себя показывал. Можно назвать это игрой, но я понял, что там есть внутренняя психологическая вибрация. Что там происходит? В каждом из нас? Хармс не мог жить без строчки. «Я посмотрел на его левый глаз. Оказывается, с другой стороны был правый» – это уже  строчка. Что в ней заложено? Литература это или нет, это другой вопрос. Но то, что Хармс сделал в литературе, – это очень высоко и серьезно.  На выставке представлено порядка шестидесяти работ, которые были созданы Геннадием Самойловым в 2016 году. А точнее, за последние полгода. Как говорит Геннадий Касимович, бывало, за вечер он создавал пять-шесть работ. И «кроме Хармса» занимался и другой художественной работой.  Выставка, по мысли Самойлова, представляет собой цикл, в который вошли разные серии. При этом и автор, и искусствоведы отмечали, что все листы, получили благодаря единому формату и оригинальному объемному оформлению особое звучание. А тон этого звучания, по мнению специалистов, можно назвать монументальным. Если это слово применимо к живописи-графике. И, разумеется, все представленные на выставке вещи объединяет особый авторский стиль Геннадия Самойлова. У работ нет собственных имен, но каждая, «как одна из черт личности и характера человека, становится частью большой изобразительной «саги», посвященной Человеку и получившей название «Иллюзия свободы».  Автор: Евгений НОВИКОВ

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00
Вход в залы прекращается за 15 минут до закрытия музейно-выставочного центра

Цены билета на выставки

  • Художественные выставки художников города Твери и других городов России
    с 1 человека за 1 посещение
    от 50 руб. до 200 руб.
  • Коммерческие выставки
    С 1 ЧЕЛОВЕКА ЗА 1 ПОСЕЩЕНИЕ
    от 100 руб. до 1000 руб.
*цены на мероприятие указаны на странице мероприятия

Экскурсии


  • Взрослые
    с группы до 30 человек за 45 минут
    700 р.
  • Студенты / Пенсионеры
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
  • Школьники
    с группы до 30 человек за 45 минут
    500 р.
  • Дети, не достигшие 7 лет
    с группы до 30 человек за 45 минут
    400 р.
*льготная цена на экскурсии для студентов, пенсионеров, школьников и детей, не достигших 7 лет, действует, если в составе группы превалирует количество участников данных категорий.

Полезные ссылки

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Fuse
Яндекс.Метрика