УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
Иван Иванович Теребенев (10(21) 05.1780 год, Петербург – 16(28) 01.1815 год, Петербург) – русский скульптор – монументалист, график, был старшим сыном мастера орнаментальной пластики Ивана Ефимовича Теребенева (1759 год - 1805 год). В Академию художеств Иван поступил, когда ему не исполнилось еще и шести лет. Теребенев занимался первоначально в живописном классе, затем, по распоряжению академического начальства, был переведен в скульптурный класс, где учился у М.И.Козловского (1785-1800). Уже в академические годы принял участие в серьезной работе по созданию рельефов для пьедестала памятника Петру I Б.К.Растрелли (1800). В 1799 г. император Павел I приказал установить конную статую Петра I, выполненную еще скульптором Б.К.Растрелли, на площади Коннетабля (так называлась площадь перед Михайловским замком).
Проект пьедестала разработал архитектор В.Ф.Бренна, но его не утвердили. Создание нового проекта было поручено Академии художеств. Работы велись в крайней спешке. К созданию барельефов для пьедестала памятника под непосредственным руководством Козловского были привлечены студенты Академии художеств В.И.Демут-Малиновский и И.И.Теребенев, который выполнил барельеф «Полтавская баталия». Рельеф «Полтавская баталия» выполненный Теребеневым явился его первой значительной самостоятельной работой.
С 1797 г. Теребенева дважды награждали серебряными медалями «за лепление с натуры». В начале XIX века профессия скульптора-декоратора оказалась востребованной. Огромное количество строительных работ в Петербурге и его окрестностях требовало привлечения мастеров, способных создавать разнообразные украшения фасадов и внутренних помещений. К декоративной пластике обратился и Теребенев. Он принимал участие в украшении многих жилых домов города, а также Павловского дворца.
В 1800 г. Теребенев вышел из Академии с Малой золотой медалью, получив при этом аттестат первой степени и шпагу. Скульптор был оставлен пенсионером при академии, но очень скоро он избрал путь самостоятельного творчества.
В 1800 г. Теребенев отказывается от пенсионерства, до 1805 года жил в Петербурге, в 1805 году уезжает в Тверь, где через некоторое время становится преподавателем рисования в гимназии и дворянском училище. Именно в Твери он начинает активно работать как график, создает целый ряд акварельных и живописных эскизов, среди которых выделяется эскиз композиции "Муций Сцевола"; герой его, согласно легенде, в доказательство своего патриотизма сжигает на жертвеннике правую руку.
В 1812 г. вместе со скульпторами Ф.Ф.Щедриным, В.И.Демут-Малиновским и С.С.Пименовым Теребенева пригласили для скульптурного оформления нового здания Адмиралтейства, построенного архитектором А.Д.Захаровым. Наиболее фундаментальными произведениями художника в монументально-декоративной пластике стали горельефы для фасадов и статуи для лестницы восточного вестибюля Адмиралтейства (1811-1813). В 1812-1813 годах Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги», восточный портик главного фасада был украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».
Лейтмотивом всего пластического декора этого шедевра зодчества стала тема возрождения русского флота, которая получила наиболее глубокое и мастерское раскрытие в центральном произведении всего ансамбля - горельефе на аттике над карнизом парадных ворот "Восстановление флота в России".
Над главными воротами помещены рельефные фигуры летящих Слав. Представленные в стремительном движении, они осеняют своими победными знаменами всех входящих в Адмиралтейство - центр русского флота.
Аналогичны по содержанию и пластике фигуры Слав, изображенные на невских павильонах, но движение их еще более динамично: держа в руках лавровые венки и трубя победную песнь, они устремляются навстречу друг другу. Органично связанные с закруглением арки, фигуры и композиционно, и пластически, и идейно продолжают и развивают выраженную в архитектуре здания тему триумфа. Впоследствии подобный мотив мы встретим в русской архитектуре неоднократно, блестящее продолжение он получит в архитектурно-пластическом решении арки Главного штаба. Уже после смерти скульптора летом 1818 г. по сторонам парадной лестницы Адмиралтейства были установлены фигуры Геракла и Афины, а в нишах вестибюля - статуи Гермеса и Аполлона.
Теребеневу принадлежит одно из первых мест в истории русской скульптуры начала XIX века. Вместе с тем он стал известен главным образом как автор знаменитых сатирических графических листов, которые выполнил в период Отечественной войны 1812 года. Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли. Художник-гражданин, он почувствовал возможности графики как действенного оружия в общенародной войне. Высмеивающие Наполеона, его маршалов, генералов и армию и прославляющие патриотизм, твердость духа, мужество русского народа, «остроумные и единственные в своем роде» (как писал современник в «Сыне Отечества»), раскрашенные офорты Теребенева широко распространялись по России и за ее пределами, вызывая многочисленные повторения и подражания. В 1812 году он выпустил 43 листа в красках в двух изданиях, дешевом и дорогом, которые создали ему известность
Художник выполнил более 50 сатирических листов. Изобретательные по композиции, выразительные по рисунку, интересные и остроумные по замыслу, его карикатуры близки лубочным народным картинкам, что делало их понятными и доступными самому широкому зрителю. Художник часто сам был и автором текста надписей, которые отличались обличительным характером, остротой, лаконичностью, связью с народным фольклором.
«Русский Сцевола», «Пляска русская», «Угощение Наполеону в России», «Русская баня», «Французский вороний суп», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж» и прочие карикатуры являются произведениями неоспоримой художественной ценности.
Затем появилось знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». Ее создатель завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.
Именно Теребеневу обязана политическая карикатура России своим становлением как самостоятельный жанр. Определенное влияние оказало творчество Теребенева и на развитие западноевропейской сатирической графики, особенно в Англии и Германии. Теребенев умер в полном расцвете творческих сил, но успел сделать очень многое и значительное, став самым крупным из всех представителей династии художников Теребеневых, в той или иной мере оставивших свой след в истории русской художественной культуры. 16 января 1815 г. Иван Иванович Теребенев умер от простуды. Он был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Могила скульптора не сохранилась.